TICA на транспорте: эталонные проекты национального масштаба

Системы центрального кондиционирования для метро

HVAC-оборудование TICA в транспортной отрасли: эталонные проекты национального масштаба

Компания TICA уже около 20 лет занимается созданием и обслуживанием систем вентиляции и кондиционирования инфраструктурных объектов в транспортной отрасли. Так, сегодня наше предприятие является лидером среди поставщиков HVAC-оборудования для китайского метрополитена. Выпускаемые компанией воздухообрабатывающие установки и системы центрального кондиционирования создают комфортный микроклимат примерно на 70 линиях метро в 21 провинции КНР, или более чем в 40% городов страны, в которых построен метрополитен.

Эталонные проекты TICA на транспорте, основанные на ее многолетнем опыте и непрерывном совершенствовании вкупе с постоянным внедрением инноваций, охватывают не только ветки метро, но и, например, железнодорожные вокзалы и станции, аэропорты. Помимо того, наше предприятие является одним из крупнейших поставщиков вентиляционного оборудования и систем центрального кондиционирования для производителей самолетов, автомобилей и мотоциклов. Кондиционеры и воздухообрабатывающие установки TICA ежедневно используют на заводах Volkswagen, Toyota, Honda, Geely, Zotye, Changan Automobile Group, Dongfeng Motor Corporation (все перечисленные компании выпускают автомобильную технику), Aviation Industry Corporation of China (AVIC) (китайская госкорпорация, являющаяся неотъемлемой частью военно-промышленного комплекса страны и занимающая 163-е место в рейтинге крупнейших компаний планеты Fortune Global 500), Bombardier Singapore (дочернее предприятие канадской Bombardier Inc., наряду с Airbus и Boeing входящей в топ-3 ведущих производителей самолетов в мире).

Наиболее значимые проекты национального масштаба, реализованные TICA в транспортной отрасли в конце 2019 — 2020 году и вошедшие в государственный реестр проектов повторного применения, представлены в данном обзоре.

 

Гуанчжоуский метрополитен (г. Гуанчжоу)

Секционные вентиляционные установки TICA в метрополитене Гуанчжоу

HVAC-оборудование: безмасляные центробежные чиллеры с водяным охлаждением, секционные вентиляционные установки, градирни, водяные насосы

Описание проекта: В 2020 году по заказу корпорации Guangzhou Metro Corporation, управляющей 12 из 13 веток Гуанчжоуского метрополитена, компания TICA оборудовала станции Baijiang и Xintang (обе находятся на 13-й линии) системами центрального кондиционирования, состоящими из: водоохлаждаемых чиллеров с центробежными компрессорами на магнитных подшипниках; секционных вентиляционных установок; градирен, предназначенных для снабжения чиллеров охлаждающей водой; мощных насосов, обеспечивающих ее бесперебойную подачу.

Данные системы центрального кондиционирования успешно прошли проверку и были сертифицированы Институтом испытаний механических и электрических приборов Научно-технического университета Китая. Проведенная этим учреждением техническая экспертиза достоверно установила, что эксплуатационные характеристики безмасляных центробежных чиллеров с водяным охлаждением, вентиляционных установок и градирен соответствуют самым высоким международным стандартам Eurovent и AHRI и более чем на 30% превышают класс энергоэффективности 1 (наивысший национальный уровень в КНР). В частности, европейский сезонный коэффициент энергоэффективности SEER во время эксплуатации безмасляных центробежных чиллеров компании TICA составляет более 6,0, что позволяет ежегодно экономить свыше 50% электроэнергии по сравнению с винтовыми чиллерами с водяным охлаждением, обслуживающими аналогичные станции Гуанчжоуского метрополитена, которые были возведены в 2017 году.

Институт испытаний механических и электрических приборов Научно-технического университета Китая рекомендовал использовать станции Baijiang и Xintang в качестве демонстрационных площадок для создания аналогичных энергоэффективных сооружений. Проекты систем центрального кондиционирования Baijiang и Xintang были признаны эталонными и внесены в государственный реестр проектов повторного применения. Как предполагается, на их базе будут реализованы проекты многих станций, которые станут ключевыми транспортными узлами 10 новых линий метрополитена в Гуанчжоу: согласно плану на XIV пятилетку, к концу 2023 года в городе будут продлены линии 3 (из нее выделят новую ветку 10), 5, 7, 8, 13 и 14 и возведены линии 11, 12, 18 и 22. В итоге общая длина метро превысит 800 километров (сегодня — 515 км).

Работы над первыми участками веток 18 и 22 и западным продолжением линии 7 уже завершены. В их строительство инвестировано 76,3 млрд юаней (более 11,9 млрд долларов США). В соответствии с требованиями проектов каждая станция оснащена только эффективным инверторным HVAC-оборудованием. По данным национальных надзорных органов по стандартизации и сертификации качества электрооборудования, сезонный коэффициент энергоэффективности SEER охлаждающего воду оборудования составляет не менее 5,0, системы центрального кондиционирования в целом — не менее 3,5. Срок службы климатической техники — 15 лет и более.

Аналогичные требования будут распространяться и на другие станции новых веток, которые введут в эксплуатацию в 2021—2023 годах. Одним из ключевых поставщиков HVAC-оборудования для них станет TICA: стратегическое соглашение о сотрудничестве с корпорацией Guangzhou Metro Corporation уже подписано. Планируется, что на станциях, оснащенных системами компании «ТИКА», будут установлены по два водоохлаждаемых центробежных чиллера с компрессорами на магнитных подшипниках (один из них — резервный), воздухообрабатывающие установки или фанкойлы, а также градирни и внешние водяные насосы. Работа каждой «климатической экосистемы» будет регулироваться в автоматическом режиме с помощью технологий искусственного интеллекта и больших данных, накопленных за время эксплуатации центробежных чиллеров. В перспективе эти данные будут применяться для обучения нейронных сетей и еще более эффективного управления климатической техникой, причем без участия человека.

 

Шэньчжэньский метрополитен (г. Шэньчжэнь)

Воздухообрабатывающие установки в Шэньчжэньском метрополитене

 

HVAC-оборудование: модульные чиллеры (тепловые насосы) большой мощности, фанкойлы

Описание проекта: 4-ю линию метрополитена Шэньчжэня специалисты в области строительства называют первой модельной линией метро в городе. Введенная в строй еще 28 декабря 2004 года, она трижды продлевалась на 1100, 15481 и 10791 метр. Третья очередь протяженностью почти 10,8 км с одной наземной и семью подземными станциями (все они оборудованы модульными чиллерами (тепловыми насосами) большой мощности и фанкойлами компании TICA) была сдана в эксплуатацию 28 октября 2020 года. Общая сумма инвестиций составила 9,8 млрд юаней (1,5 млрд долларов).

Четвертая линия находится в управлении шэньчжэньского филиала MTR Corporation — оператора железнодорожной системы Гонконга, которая, помимо метро, включает в себя трамвайное и железнодорожное сообщение. Данная корпорация выставляет поставщикам климатической техники очень жесткие требования в части качества воздуха, ведь Гонконг является одним из самых промышленно развитых и при этом экологически неблагополучных административных районов Китайской Народной Республики. Более того, по качеству воздуха он находится на последних местах в стране. От частых смогов не спасает даже обилие в регионе зеленых насаждений и воды.

В соответствии с требованиями заказчика, которые можно свести к трем словосочетаниям «высокая энергоэффективность оборудования», «высокое качество воздуха» и «максимальный комфорт для посетителей», компания TICA поставила модульные чиллеры (тепловые насосы) производительностью 165—440 кВт, а также кассетные фанкойлы с круговым распределением воздушного потока, канальные средне- и высоконапорные фанкойлы. Последними из перечисленных устройств были оборудованы машинные залы и пассажирские платформы (перроны) наземной и подземных станций третьей очереди 4-й линии Шэньчжэньского метрополитена, средненапорными фанкойлами с пониженным уровнем шума — кабинеты и комнаты отдыха сотрудников, комнаты ухода за младенцами. Все фанкойлы были оснащены уникальной системой трехступенчатой очистки воздуха, с 97-процентной эффективностью удаляющей частицы PM2.5 и нейтрализующей формальдегиды, сероводород, бензолы, аммиак и другие вредные для человека вещества (эффективность — 90%). Общая сумма контракта на поставку климатической техники TICA составила 20 млн юаней (около 3,13 млн долларов).

 

Международный аэропорт Shenzhen Bao’an (г. Шэньчжэнь)

Модульные чиллеры (тепловые насосы) в международном аэропорту Шэньчжэнь Баоань

 

HVAC-оборудование: модульные чиллеры (тепловые насосы) с воздушным охлаждением производительностью 130 кВт, центральные вентиляционные установки

Описание проекта: имеющий форму стилизованного самолета международный аэропорт Шэньчжэнь Баоань входит в топ-100 лучших аэропортов планеты и является одним из шести крупнейших воздушных ворот Китая. Общая площадь застройки терминала T3 составляет 451000 кв.м.

Шэньчжэнь Баоань — главный авиационный хаб провинции Гуандун, оказывающий широкий спектр транспортных, логистических и туристических услуг. Данный аэропорт является одним из самых загруженных в мире: до охватившей всю планету пандемии COVID-19 он ежегодно принимал около 50 млн пассажиров в год. Разумеется, как и каждый аэропорт экстра-класса, Шэньчжэнь Баоань оснащен системами вентиляции и центрального кондиционирования воздуха, которые непрерывно поддерживают температуру, влажность и чистоту воздуха на уровне, заданном техническим персоналом.

За вентиляцию различных помещений терминала T3 отвечают поставленные компанией TICA 37 модульных чиллеров (тепловых насосов) с воздушным охлаждением выходной мощностью 100—130 кВт и 24 центральные вентиляционные установки. Данное HVAC-оборудование не только поддерживает оптимальный микроклимат в помещениях аэропорта, но и постоянно учитывает изменение тепловой нагрузки в зависимости от пассажиропотока и автоматически регулирует свою производительность. Тем самым достигается максимальная энергоэффективность системы кондиционирования, что особенно заметно в ночное время суток, когда количество пассажиров, находящихся на территории Шэньчжэнь Баоань относительно мало.

Каждая центральная вентиляционная установка оснащена секциями: смешения приточного и вытяжного воздуха; панельных фильтров класса EU4, изготовленных из синтетического волокна и предназначенных для грубой очистки воздуха; 4—6-рядного водяного охладителя; 1—2-рядного водяного нагревателя; парового увлажнителя с каплеуловителем из нержавеющей стали; мощного центробежного вентилятора с синхронным EC-двигателем на постоянных магнитах; диффузора; карманных фильтров классов EU7—EU9 из синтетического нановолокна для тонкой очистки, а также секцией подачи воздуха. Благодаря данному вентоборудованию TICA воздух на объекте сменяется не менее 10—15 раз в час. Этого более чем достаточно для снабжения свежим воздухом абсолютно всех, даже самых отдаленных уголков главного авиационного хаба провинции Гуандун.

 

Международный аэропорт Daxing (г. Пекин)

HVAC-оборудование для аэропортов

 

HVAC-оборудование: наружные и внутренние блоки мультизональных VRF-систем, секционные вентиляционные установки, встраиваемые в воздуховоды очистители-ионизаторы воздуха, оснащенные электростатическим фильтром

Описание проекта: международный аэропорт Дасин в Пекине является самым крупным аэропортом в мире и одним из «семи чудес современного мира», по мнению авторитетной британской газеты The Guardian. Терминал, на строительство которого было израсходовано 11 млрд долларов, официально открыли 25 сентября 2019 года, а в 2020-м авиакомпании China Southern Airlines, China Eastern Airlines, Air China и Xiamen Air успешно завершили испытательные полеты. Теперь аэропорт, оснащенный полностью инверторными мультизональными VRF-системами и внутренними блоками (кассетными блоками с круговым распределением воздушного потока, канальными средне- и высоконапорными блоками, в том числе с частичным и 100-процентным подмесом свежего воздуха) к ним, секционными вентиляционными установками, в том числе в гигиеническом исполнении, и внешними очистителями — ионизаторами воздуха, выпускаемыми компанией TICA, может принимать пассажиров со всего мира.

Мультизональные VRF-системы серии HyPlus предназначены для создания комфортных климатических условий в VIP-залах и стандартных залах ожидания, торговых и иных объектах, размещенных на территории аэропорта. Внутренние блоки, подключаемые к наружным агрегатам этой серии, снабжены уникальной 4-ступенчатой системой фильтрации. Благодаря ей осуществляются: предварительная (грубая) и тонкая очистка возвратного воздуха (из него удаляются 97% мелкодисперсных взвешенных частиц размером более 0,3—2,5 мкм); разложение содержащихся в нем формальдегидов, бензолов, сероводорода и других аэрозолей и предотвращение их вторичного уноса; стерилизация (обеззараживание) воздушного потока с помощью ионов серебра по технологии ArgenZil. Эффективность нейтрализации формальдегидов составляет 90%, уничтожения различных микроорганизмов — 99,9%.

Секционные вентиляционные установки, в том числе в гигиеническом исполнении, со встроенными в воздуховоды внешними очистителями — ионизаторами воздуха используются для вентилирования зоны контроля (пунктов досмотра пассажиров и багажа) и стерильной зоны (пространством между самолетом и пунктом досмотра).

 

Общая цель

«ТИКА» продолжит совершенствовать свое HVAC-оборудование, предназначенное для эксплуатации на станциях метро, автобусных и железнодорожных вокзалах, в аэропортах, логистических центрах и других транспортных хабах. В скором времени производственный портфель предприятия пополнится новыми типовыми решениями, которые отвечают самым строгим международным стандартам и наверняка войдут в золотой фонд эталонных проектов на транспорте. В этом заинтересованы все стороны, ведь забота о каждом пассажире и создание максимально комфортных условий для него — та цель, которая всегда объединяла и будет объединять и транспортные компании, и производителей климатической техники.